УРАЛЬСКАЯ РЯБИНУШКА

УРАЛЬСКАЯ РЯБИНУШКА им Б.К.Брюхова

 

Народный ансамбль песни и танца «Уральская рябинушка» им. Б.К. Брюхова

  

Год образования - 1946.

 

 

Руководитель ансамбля (с 2007 г.) – Людмила Павловна Артемьева. Выпускница Пермского государственного института культуры (1986 г.) по специальности «культурно-просветительская работа».

 

Главный балетмейстер – Алексей Игоревич Артемьев.

 

 

Руководитель оркестровой группы – Вячеслав Геннадьевич Селезнев. Выпускник Пермской государственной академии искусства и культуры, кафедры оркестрового дирижирования и народных инструментов.

             

Поздним августовским вечером 1945 года в кабинет первого секретаря райкома партии П.И. Фролова вошел человек в военной форме. Представился и объяснил цель своего прихода: создать при Доме культуры хор русской народной песни и пляски. Проговорили до полуночи. Так появился в нашем районе Александр Прокопьевич Макаров, большой любитель и почитатель русской народной песни.

Кто же он? Откуда приехал? Родился в 1902 году в семье крестьянина-бедняка в деревне Медвежье Удмуртской АССР. С пяти лет стал поводырём своего слепого деда. Ходил с ним по деревням за милостыней. Учился в сельской школе, работал в своем хозяйстве, батрачил у богачей.

В декабре 1917 года вступил в Красную гвардию. Служил в должных войсках от рядового разведчика до военкома полка, работал в органах ВЧК. Участник гражданской войны, был ранен семь раз, дважды награжден орденом Красного Знамени. В 1924 году окончил школу ВЧК и работал на оперативной чекистской работе на Урале, в том числе и в Осе. Участник Великой Отечественной войны. После ее окончания вновь приехал в Осу вместе со своей женой Татьяной Владимировной Толстой.

Работа по созданию хора развернулась быстро. Уже 10 ноября 1945 года Осинский райсовет депутатов трудящихся принимает решение "Об организации при Доме культуры коллектива русской народной песни и пляски». А 15 ноября 1945 года приказом по Осинскому Дому культуры назначается руководителем коллектива Александр Прокопьевич Макаров, а хормейстером – Татьяна Владимировна Толстая.

О событиях того времени вспоминает Ушахина Татьяна Петровна, в то время секретарь райкома комсомола Таня Маточкина: «Надо сказать, что до приезда Макарова, при районом Доме культуры небольшой женский хоровой коллектив собирался перед большими праздниками  и готовил несколько номеров к праздничному концерту. Собирала участниц хора секретарь райкома комсомола Н.К. Воложанинова. Она сама участвовала в хоре и нас, работников райкома и активистов, водила за собой. Руководила хором талантливая женщина Варвара Михайловна Смирнова, эвакуированная из Ленинграда, бывшая работница Ленинградского Дворца пионеров, а во время войны работавшая художественным руководителем Осинксого Дома культуры.

Когда В.М. Смирнова и Н.К. Воложанинова уехали из Осы, мы попросили Валентина Петровича Алексеева – руководителя духового оркестра – попытаться подготовить с нашим женским коллективом несколько песен к очередному празднику, что он и сделал довольно удачно.

Александр Прокопьевич Макаров ставил же совсем другую цель. Он задумал создать постоянно работающий коллектив с высоким уровнем исполнения, с хороводами и танцами».

Для приёма участников в коллектив была создана конкурсная комиссия, в которую вошли Т.В. Толстая, А.П. Макаров, А.Е. Немиров, В.П. Алексеев – работники Дома культуры, К.Г. Шаповалов – от райкома партии, А.А. Ольшевский – от отдела культуры, Т. Маточкина – райкома комсомола.

В райком комсомола приглашались для беседы любители художественной самодеятельности, велась агитация и на предприятиях города. А.П. Макаров через местную газету «Красное Приуралье» обратился к населению города с призывом принять участие в создании хора русской песни: «Самобытное творчество русского народа, - писал он, - в песнях, в плясках, хороводах, играх и музыке было, есть и, несомненно, будет самым многогранным, самым доходчивым, самым патриотическим средством воздействия на массы» .

О том, как происходило формирование хорового коллектива, вспоминает одна из его первых участников, Надежда Александровна Раскопина, бывшая Жданова: «Шли первые послевоенные годы. Время было трудное. Но разве трудности могут погасить молодой задор?! В Осе было единственное место, где собиралась, молодежь - Дом культуры. Руководил им тогда Иван Васильевич Долгих. Даже в годы войны, особенно после торжественных заседаний, здесь ставили концерты, работал драматический кружок. А с возвращением в Осу В.П. Алексеева зазвучал и духовой оркестр. Мы, тогда молодые девчата и парни, с удовольствием ходили сюда на танцы, участвовали в художественной самодеятельности. И хотя нас, активных "артистов", было не так уж много, но с небольшим составом оркестра или с баянистом Аня Садыкова, я, Ира Голдобина, Мага Петухова объехали с концертами чуть ли не весь Осинкский район.

И вдруг в Осе разнеслась весть: приехал какой-то руководитель и хочет организовать хор. В один из осенних дней, случайно встретившись с Магой Петуховой и Ритой Нужиной, мы и решили – идем записываться в хор!

Вот и Дом культуры. Поднялись в кабинет директора, там было несколько человек. Среди них пожилой мужчина. Это и оказался наш будущий руководитель Александр Прокопьевич Макаров. Узнав цель нашего прихода, предложил – пишите заявление. Мы переглянулись, и я решительно села к столу. Думаю, что если мы были не самыми первыми, то одними из них. Большую работу по "набору" хористов проводил райком комсомола, руководила которым тогда Татьяна Петровна Маточкина. Да и Александр Прокопьевич побывал на многих предприятиях. И список желающих петь всё увеличивался. Поддержали начинание молодые учителя: Ира Панина, Надя Бобынина, Зоя Головкова. Пришли голосистые подружки – Аня Горшенина, Ира и Рита Хлопины; влились в коллектив Аня Садыкова, Ира Голдобина, Миля Помелова. Самой молодой из нас была 15-летняя Лена Мухамедзянова – обладательница почти руслановского голоса.

Труднее было с парнями. Но пригласили оркестрантов, и в мужской ряд хора встали Андрей Козвонин, Валя Горшунов, Юра Корепанов, Володя Артемьев, братья Суханевичи. Дала результаты и агитация на предприятиях. В хоре появился Миша Бердышев – красавец-блондин с пышными волосами, которого, несмотря на некоторую его неуклюжесть, ставили во главу хоровода или запевки:

Сниму с руки перчаточки-
Добрый вечер, девчаточки!

Пришел Ваня Заякин, которого девчата в хоре любовно звали Залёточкой (он в хоре пел частушку):

 Где ты, где ты залеточка?
 Я остался сироточкой!

Где-то разыскали уже не молодого Графова – обладателя красивого тенора. Хор всё пополнялся. Озорной Гешка Ермаков, не менее изобразительный на шутки Толя Черных (Полыгалов). С удовольствием вспоминаются хористы первого состава!»

 

Конкурсная комиссия индивидуально прослушивала всех желающих поступить в хор.  В результате тщательного отбора было принято 32 человека. Начались репетиции.

Александр Прокопьевич был строгим руководителем, не позволял опаздывать, пропускать репетиции. Был хорошим организатором – все, что нужно добудет.

Хормейстером хора стала Татьяна Владимировна Толстая, бывшая солистка прославленного хора им. Пятницкого, которому она отдала 11 лет своей жизни.

Татьяна Владимировна подбирала репертуар, разучивала с участниками песни, ставила хороводы, учила их, как двигаться, как держаться на сцене. Одним словом вся творческая работа была на ней.

Первым баянистом хора была энергичная, живая, общительная Мария Васильевна Щелкунова, тогда еще Логиненко.

Она была активной участницей художественной самодеятельности, прекрасно играла на баяне. Именно её пригласила конкурсная комиссия аккомпанировать, когда прослушивали будущих хористов. Затем в хор пришел баянист И.В. Петухов.

К первому концерту готовились основательно – надо было заявить о себе. Для выступления нужны были сценические костюмы. Приобрести ткань помог председатель райисполкома Ф.А. Евдокимов. А вот красили ткань и шили костюмы сами хористы.

И вот 15 января 1946 года состоялся первый концерт. Он был дан для делегатов окружного предвыборного собрания по выборам в Верховый совет СССР, которые прибыли из 12 районов области. Успех был потрясающим! Хор пел и протяжные, и веселые, и игровые песни, водил хороводы. Особым успехом пользовались частушки. В этот день состоялось рождение Осинского хора русской народной песни.

А 20 ноября в местной газете «Красное Приуралье» появилась статья К. Гарина о первом концерте:  «Коллектив засвидетельствовал свои успехи, добытые в короткие сроки.  Прекрасная костюмировка хора, сильное и сочное звучание первых голосов, умение исполнителей держать себя без принуждения на сцене придают хору привлекательность и красоту.

Зритель любуется не только нарядностью хора, но и вслушивается в мотивы песен и в меткое народное слово, полное мудрости и предвидения. Коллектив представляет большую ценность (это он доказал своим выступлением) не только для района, но и для области. Кропотливый труд т.т. Макарова и Толстой по достоинству оценен зрителем. Разве это не есть высокая награда за труд?»

Что было в репертуаре народного хора? Русская народная песня «Уж ты ночка моя», запевал М. Графов, хоровод «Полно, полно» который водили В. Пермяков и И. Заякин, знаменитая осинская топтуша, кадрили «Ах вы, сени, мои сени», «Девушки не сидеть пришли», частушки двух подруг в исполнении Н. Ждановой и А. Садыковой, веселая песня «Карман-ваты» и многое другое.

Активное участие в этом, а также последующих концертах принимала Татьяна Владимировна Толстая. У нее был красивый низкий голос – меццо-сопрано. Она прекрасно запевала песню «Ой туманы мои, растуманы», пела сольную песню «Парнишечка-бедняжечка». Аккомпанировала ей М.В. Щелкунова.

Мужая и развиваясь, привлекая и покоряя зрителей, хор обслужил своими концертами десятки предвыборных совещаний, собраний, встреч, сотни и тысячи избирателей. Именно в эти месяцы он выдержал строгий экзамен и заслуженно получил признание зрителей. Труднейший период – период становления коллектива – кончился.

Недолго прожил в Осе Александр Прокопьевич, вскоре по семейным обстоятельствам им пришлось уехать в Пермь, но он сумел всколыхнуть наш песенный Осинский край, создал народный хор и дал ему путевку в долгую жизнь.

Позднее А.П. Макаров стал пермским писателем. Им написаны повести «Паутина», «Тюрьма на якорях», роман «Отвагою богаты» и другие произведения. Но нам дорог еще один его роман «Пой, моя хорошая» в котором он в художественной форме рассказал историю создания Осинского хора.

Через некоторое время руководителем хора был назначен Валентин Петрович Алексеев.

Имя его неразрывно связано с музыкальной жизнью нашего города. В детстве он пел в хоре, в юности играл в духовом оркестре. В ряды Красной Армии был принят за месяц до начала Отечественной войны. Службу проходил в музыкальном взводе Военно-Морского флота. Когда началась война, Валентина Петровича направили в минометный батальон. В труднейшие дни испытаний он и его друзья-музыканты поднимали дух и настроение солдат.

Однажды, в период особо тяжелых боев, к музыкантам пришел командир:

- В батарее сложилось тяжелое положение, многие погибли, нет снарядов, нужна ваша помощь. Кто готов?

Первым шагнул из строя военный музыкант Алексеев, за ним все остальные. В этом бою Валентин Петрович был тяжело ранен, потерял ногу. Было это в 1942 году под Ленинградом. За этот бой он награжден орденом Отечественной войны II степени.

Инвалидность не сломила духа солдата и музыканта. Вернувшись в Осу, поступил в артель «Красный кожевник» и создал здесь духовой оркестр и хор. А вскоре переходит на работу в Дом культуры, где руководит вначале духовым оркестром, а затем народным хором.

Талантливый музыкант, поклонник русской народной песни, он не только закрепил приобретенное мастерство, но и развил его. Именно при Валентине Петровиче хор перешел к многоголосному пению, что придало ему сочность и полноту звучания.

Следующий этап в творческой жизни коллектива – областной смотр сельской художественной самодеятельности в июле 1947 года. Осинский хор предстал перед зрителями и жюри в несравненно лучшей форме, чем другие коллективы, а их было немало на смотре, только хоровых – восемь. Жюри высоко оценило выступление хора, отметив, что он «интересен, самобытен, как в репертуаре, так и в манере исполнения, творчески активен и, несомненно, перспективен». Коллективу было присуждено первое место, каждый участник был персонально награжден Грамотой облисполкома. Но главная награда хору – поездка на Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности в город Москву.

Семь месяцев шла подготовка к Всероссийскому смотру. В хор влились свежие силы, в репертуаре появились новые песни, частушки, хороводы, пляски.

Извещение о вызове в Москву пришло в январе 1948 года, а в начале февраля хор уже отправился в путь. Областной центр встретил осинцев замечательным подарком – новыми сценическими костюмами, которые были сшиты в мастерских областного театра оперы и балета.

И вот  хор в Москве. Колонный зал Дома союзов, Большой театр оперы и балета, Центральный Дом работников искусства, Концертный зал имени Чайковского. Об этом можно было только мечтать. Уральская песня звучала в Москве. И как звучала! Осинский хор заявил о себе в полный голос, он стал дипломантом Всероссийского смотра, а это было очень трудно, ведь на смотр приехало 2,5 тысячи участников из 56 краев, областей, автономий России.

Его выступления не остались незамеченными: журналы «Огонек» № 11 за 1948 год и «Советское фото» № 2 за 1964 год поместили фотографии о его выступлениях.

Сразу же после смотра Осинский хор вместе с другими коллективами принял участие и в съёмках фильма «Песни колхозных полей».

Много интересного увидели осинцы в Москве: в большом театре слушали оперы "Князь Игорь" и "Иван Сусанин", посетили планетарий и Оружейную палату, были в Третьяковской галерее, очаровала всех Красная площадь.

В день отъезда состоялся прием у председателя комитета по делам культурно-просветительной работы при Совете Министров РСФСР Татьяны Михайловны Зуевой. Осинцы получили грамоты, нагрудные знаки и подарки. А самое главное – наказ не отступать от достигнутого!

Еще не раз Москва будет рукоплескать выступлениям Осинского хора, но этот первый успех не забудется никогда.

По приезду в Пермь их ожидал теплый прием в облисполкоме. Коллектив был награжден Почетной грамотой за успешное выступление на Всероссийском смотре. Не менее теплый прием ожидал их в родной Осе.

Так началось песенное путешествие Осинского народного хора по городам и весям нашей страны.

В 1949 году Осинский хор в полном составе на агитпароходе «Емельян Пугачев» обслуживал речников Камы и население прикамских сел и деревень, городов от Вишеры до Чистополя.

Добрая слава о хоре обгоняла агитпароход, привлекая все больше и больше зрителей.

За четыре месяца было дано 240 концертов, обслужено более 100 тысяч человек. О тех гастролях остались хору на память теплые письма признательных и благодарных зрителей.

Закончив поездку на агитпароходе, хор отправился с концертами по шахтерским городам. Он побывал в Кизеле, Коспаше, Александровске, Углеуральске, Губахе.

В последующие годы Осинский хор неизменно оставался ведущим среди сельских коллективов области, неоднократно занимая первые места на областных смотрах.

Вот некоторые отзывы о его успешных выступлениях: «С исключительным успехом на смотре прошло выступление самодеятельности Осинского районного Дома культуры. Его программа была широкой и разнообразной, но подлинным украшением концерта был, конечно, хор. Хорошо спаянный, он с тонким музыкальным чувством исполнил ряд русских народных и советских песен и с известным юмором провел хороводные номера». («Звезда», 8 июля 1951г.) «Яркое впечатление оставило выступление художественной самодеятельности Осинского района. Хоровой коллектив мастерски исполнил несколько русских и советских песен. Тепло принимались «Песня о Каме», «Урожайная», «Тетушка Аксинья». Большое оживление в зале вызывали уральские частушки в исполнении Мухамедзяновой и Горшениной. Репертуар был интересен и разнообразен».
(«Звезда», 5 февраля 1953 года)

С мая 1953 года руководителем Осинского хора стал Борис Капитонович Брюхов.

У Осинского сапожника Капитона Филлиповича Брюхова и его жены Варвары Ильиничны было уже четверо детей, когда в 1920 году родился самый младший сын – Борис.

Семья была дружная, веселая и музыкальная. Владел отец неизменным на селе инструментом - русской гармошкой. Умел играть все – и вальсы, и легкие польки с задорными кадрилями на вечеринках, и марши на проводах новобранцев. Так первым инструментом, который взял в руки Борис, и стала отцовская гармошка. Полюбилась она ему за напевность, за близость к незатейливой деревенской песне. Позже купили родители Борису баян и проводили его в Пермь, в музыкальное училище.

Учебе помешала служба в армии, затем война. Он попадает в 6-ю Гвардейскую дивизию резерва главного командования. Брянский, Ленинградский, Первый и Второй Прибалтийские фронты, разгром Курляндской группировки, освобождение Риги, Дальний Восток – таков боевой путь фронтовика-радиста. За мужество и отвагу, проявленные в боях, Борис Капитонович награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», медалями «За победу над Германией»  и «За победу над Японией».

Вернувшись в 1946 году домой, Борис Капитонович связал свою жизнь с Осинским хором, работал вначале баянистом, а затем с 1953 года – руководителем хора.

Неутомимый труженик, он стал душой хорового коллектива, его какой-то особой цементирующей частицей. Слава хора растет, ширится, и за всем этим огромное терпение и огромный труд его руководителя.

Осинский хор нашел свою своеобразную, присущую только ему манеру исполнения песен и пел их, как пели еще в старину.

И в этом несомненная заслуга его руководителя. Он мог часами, до седьмого пота работать над каждой строкой, каждым куплетом песни, чтобы достичь нужного звучания.

Всеми своими традициями, успехами хор обязан именно ему. Это он внушил людям уважение к живому народному творчеству, он сделал жизнь этих людей богаче, а они до краев заполнили его собственную. Благодаря ему, сохранились в репертуаре хора осинские народные песни.

За эту бескорыстную службу народному песенному искусству в 1965 году Борису Капитоновичу Брюхову было присвоено звание заслуженного работника культуры Российской федерации.

В декабре 1955 года Осинский хор отметил свое 10-летие. За это время он дал около 800 концертов, обслужил сотни тысяч зрителей. В связи с юбилеем в январе 1955 года в областном центре прошла декада Осинского хора. 12 концертов дал хор, выступив в Пермском театре оперы и балета, во Дворце культуры им. Свердлова, перед строителями КАМГЭСа, рабочими крупнейших предприятий и заводов. В этом же году хор снимался в фильме «Навстречу песне». В 1957 году проводился областной смотр сельской художественной самодеятельности потребительской кооперации и промкооперации. В числе лучших коллективов первым назван Осинский хор.

В июне 1960 года Осинский хор принимает участие в творческом отчете коллективов художественной самодеятельности Пермской области в городе Москве. Была составлена единая программа концерта всех коллективов "Льются песни над Камой-рекой".  Всего было дано 10 концертов. И где бы ни выступали пермские артисты: на ВДНХ, в Центральном парке культуры и отдых им. Горького, перед рабочими «Станколита» - всюду зрители тепло приветствовали каждый номер программы. Особенно запомнился концерт в Колонном зале Дома союзов. Огромный зал на 1700 мест был заполнен до отказа. Как и все концерты, выступление здесь началось песней «О рабочем Урале» в исполнении свободного хора. Второе отделение концерта открывал Осинский хор.

В эти дни судьба свела участников хора с еще неизвестной пока широкому зрителю Екатериной Шавриной. Она была участницей самодеятельности одного из коллективов города Перми. А здесь, в Москве, выступала с Осинским хором.

Много лет спустя, давая интервью корреспонденту газеты «Звезда» (3 июня 1984 года), уже знаменитая Екатерина Шаврина передавала «Низкий поклон и сердечную благодарность участникам Осинского хора, с которым ее связывала большая дружба».

И еще раз в 1960 году Осинский хор побывал в Москве. В октябре он был приглашен для участия в концерте для депутатов III сессии Верховного Совета РСФСР, который проходил в Кремлевском театре.

1961 год стал знаменательным для Осинского хора – ему было присвоено звание народного коллектива. Это была самая высокая оценка труда творчески одаренного коллектива.

В 1963 году коллектив хора участвует в съемках фильма «Песни над Камой»

В 1964 году балетмейстером Осинского хора становится Геннадий Алексеевич Чекменев.

Разговоры о необходимости иметь танцевальную группу хора велись несколько лет. И вот в 1957 году по инициативе и активной поддержке директора Дома культуры Ушахиной Татьяны Петровны была создана детская танцевальная группа. В нее пришли Надя Трефилова, Света Бачинина, Люся Ушахина, Маня Мазунина, Валя Казанцева, Валерий Гагилев, Володя Белоусов, Петя Чугаев и Гена Чекменев.

Руководителем стала преподаватель детской музыкальной школы Крыжова Тамара Викторовна. Позднее занимались с танцевальной группой Л.Третьякова и В. Ходин.

Юные танцоры учатся танцевать, совершенствуют своё мастерство, и уже через два года танцевальная группа принимает участие в районном смотре художественной самодеятельности. Будущий балетмейстер учится вместе со всеми танцевать, а когда достигает творческого роста, становится руководителем танцевального коллектива.

Здесь же встречается со своей будущей женой Людмилой Ушахиной. Какая это была танцевальная пара! Осинцы до сих пор помнят их лирический танец «Первая любовь». Впервые они показывали его в 1965 году в Перми на Всероссийской смотре, затем в Свердловске на зональном. Были рекомендованы для заключительного концерта в Москве. И побывали там. Их фотография, где они исполняют свой танец, попала в буклет «Заключительный показ Всероссийского смотра», куда вошли лучшие коллективы России.

В 1965 году, посмотрев выступление Осинского народного хора, композитор, руководитель Уральского государственного народного хора Владимир Горячих напишет в газете «Уральский рабочий»: «Я пишу эти строки и вспоминаю выступление Осинского народного хора на пермской сцене, затем на сцене зонального смотра в Свердловске, показавшего в числе многих номеров великолепную хороводу народную песню «Пирожок-то стряпали», решенную сценически ярко, самобытно, талантливо. Зал, слушая её, замер в восхищении, и не один из присутствующих не поймал себя на мысли, что он видит и слышит произведение прошлого века.  И это потому, что на сцену ворвалась правда жизни, красота сегодняшнего дня, раскрытая искусством народных исполнителей».

Труд постановщика этого хоровода Геннадия Александровича Чекменева был оценен по достоинству. Он тонко чувствовал душу народной песни, народного танца и поистине был неистощим на выдумки.

Народная сцена «Во горенке, во новой», танцевально-хоровая сюита «Зори над Камой», хороводные песни «Красно ли мое солнышко», «Уж ты венчик, ты мой веночек», «Жердяночка», «Научи меня, Паруша», «На столе-то хорошо» - вот далеко не полный перечень его творческих удач.

Удачно была записана и поставлена им «Верх-Давыдовская кадриль», которой рукоплескали и в Москве, и в Бельгии.

Танцевальная группа постоянно обновлялась, росла и количественно, и качественно. На протяжении многих лет ведущей солисткой танцев, игровых песен была Людмила Чекменева. Ее величавая осанка, внутренняя выразительность, артистизм украшали и песни, и танцы.

Геннадий Занин пришел в коллектив восьмиклассником, с годами стал опытным солистом, по словам Геннадия Александровича, хорошим его помощником.

Длительное время ведущими танцорами были Анатолий Котов, Надежда Дегтянникова, Анатолий Дульцев, Иван Селиванов, Валентин Южанин, Сергей Устинов, Людмила Новоселова, Нина и Алексей Умпелевы, Владимир Коровин, Вера Смирнягина, Сергей Тушнов, Дмитрий Женихов, Галина Татарчинкова, Татьяна Семенова.

За свой труд Геннадий Александрович Чекменев был награжден знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу».

В 80-е годы, окончив Пермский государственный институт культуры, Геннадий Александрович покинул коллектив, решив попробовать себя на другом поприще.

В 1968-1970 годах по центральному телевидению проводился Всесоюзный телевизионный конкурс «Музыкальный турнир городов». 22 студии страны принимали в нем участие. Пермскую студию представлял Осинский народный хор. Для показа выбрали свою осинскую хоровую песню «Пирожок-то стряпали», выступили удачно и стали лауреатами. Диплом этот дорог хору еще и тем, что на нем собственноручно расписались: председатель жюри, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, композитор Арам Хачатурян: член жюри, народная артистка РСФСР, певица Ирма Петровна Яунзем и другие, не менее знаменитые деятели культуры и искусства.

В 1971 году народный хор вновь выступает в городе Москве с творческим отчетом на ВДНХ. Было дано семь концертов, основная сцена - ВДНХ. Кроме того, выступил в Люберцах, в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. В первый же день пребывания в столице записались для выступления по Всесоюзному радио, а затем побывали в Останкино, где были произведены съемки для показа по центральному телевидению, что было сделано 19 августа и 1 сентября 1971 года. А затем хору и его руководителю посыпались восторженные письма из Москвы, Липецка, Бреста, Баку, Фрунзе и других городов.

Отчетные концерты на ВДНХ прошли успешно. Певцов и танцоров из Осы принял заместитель министра культуры РСФСР В.М. Стриганов. Он выразил хору признательность за высокое исполнительское мастерство и пожелал творческому коллективу дальнейших успехов.

Впечатлений у каждого участника осталось много. На обратном пути из Москвы ехали вместе с артистами театра Советской армии Ниной Сазоновой и Людмилой Касаткиной, которые направлялись в Пермь на гастроли. Не обошлось без автографов, разговоров, песен.

 



 

В 1972-1973 годах проводился Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, посвященный 50-летию образования СССР. Высокого звания лауреата были удостоены Осинский народный хор, солистка Юлия Наумкина, инструментальный дуэт: Валерий Колегов (гармошка), Юрий Савельев (балалайка).

Вот отзыв о выступлении нашего хора на смотре: «Осинский народный хор... Этот самодеятельный коллектив Прикамья, пожалуй, известен больше других. Своеобразная манера исполнения, высокая вокальная культура ставят этот хор в ряды лучших певческих коллективов Урала. Не случайно жюри Всероссийского смотра отметили глубокую индивидуальность хора, мастерство его солистки Юлии Наумкиной. Многие годы руководит коллективом Заслуженный работник культуры РСФСР Б. Брюхов – страстный пропагандист русской народной песни. Он сплотил коллектив энтузиастов и привел его ко многим победам на областных и Всероссийских смотрах художественной самодеятельности».

В марте 1973 года лауреат Всероссийского смотра Юлия Наумкина принимала участие в заключительном концерте смотра в Москве. Она исполняла русскую народную песню «Заставил меня муж парну банюшку топить» и песню композитора Г.Пономаренко «Новые валенки». Выступила успешно. Всесоюзная фирма «Мелодия» записала на пластинку в ее исполнении песню «Заставил меня муж парну банюшку топить». Аккомпанемент Валерия Колегова.

Валерий Николаевич Колегов долгие годы работал концертмейстером Осинского Хора. Музыкально одаренный, он тонко чувствовал народную мелодию. Одинаково хорошо играет и на баяне, и на гармошке. Он органически слился с коллективом, аккомпанируя хору, танцевальной группе, солируя. И не случайно инструментальный дуэт стал лауреатом Всероссийского смотра, они оба, как говорится, музыканты от Бога.

В 1974 году в творческой жизни хора произошло еще одно отрадное событие. Режиссер Пермской студии телевидения Константин Алексеевич Березовский по заказу Гостелерадио СССР снимает о хоре цветной фильм «Жизнь песни». Лауреат множества смотров, хор действительно заслужил того, что бы его песни обрели долгую жизнь на телеэкране. Фильм снимался по сценарию Татьяны Кокшаровой и Веры Шаховой, оператор Федор Токмаков.

В начале фильма мы видим руководителя хора Б.К. Брюхова в гостях у Прасковьи Сергеевны Ожгибесовой, в молодости она певуньей была, ни одно гулянье без неё не обходилось. Песен знала множество. Вот и сейчас она напевает Борису Капитоновичу песню "Как с по речке, реченьке". И вот уже мы видим, как он разучивает песню с участниками хора, запевает ее солистка Тамара Накарякова. А следующий кадр показывает, как хор поет ее уже на сцене и зал замирает, слушая эту светлую, задушевную, идущую от души мелодию.

Затем показана история другой песни, тоже записанной в Осинском районе, «Заставил меня муж парну банюшку топить». Впервые ее пела еще в сороковые годы солистка хора Маргарита Нужина (Векшина). Когда она перешла в Уральский государственный народный хор, то увезла с собой и песню.

И где бы ни гастролировал Уральский хор, всюду пела эту песню. А потом уже в семидесятые годы песня перешла к другой солистке Осинского народного хора – Юлии Наумкиной. Она исполняла ее впервые вместе с хором на Всероссийском смотре в 1973 году. Так песня получила новую жизнь.

Ярко, празднично, весело были разыграны русская народная песня «Как у наших у ворот» и танцевально-хоровая сцена «Во горонке, во новой», созданная на основе осинских песен и танцев.

Пожалуй, 1976 год был самый интересный и творческий жизни народного хора. Ему было предложена поездка в Бельгию для участия в международном фестивале фольклорной песни. Эта весть всколыхнула не только коллектив, но и весь район. Началась деятельная подготовка к поездке.

Прежде всего, надо было придумать название коллективу, после долгих споров и раздумий было решено отныне называть его Осинским народным ансамблем песни и танца "Уральская рябинушка".

Затем надо было сшить новые костюмы, соответствующие его названию, и вот уже представитель Дома культуры выезжает в Москву, что бы заказать их. Костюмы получились великолепные – по желтому полю рассыпаны яркие гроздья рябины.

Областным управлением культуры и Домом народного творчества были подготовлены афиши, программы концерта и буклета с фотографиями коллектива на французском языке.

А коллектив в это время активно готовился – репетиции, репетиции, репетиции...

Наконец все было готово, и ансамбль отправился в путь. Теперь предоставим слово старосте коллектива Зое Степановне Колчановой: «18 сентября на самолете ТУ-154 мы вылетели из Москвы в Брюссель. В аэропорту нас встретил секретарь советского посольства Мисурадзе. Вскоре на автобусе отправились в одну из девяти бельгийских провинций в город Намюр. Разместились в частном отеле. В день приезда наблюдали торжественное шествие оркестров, посвященное открытию праздника в Валлонии. На площади среди флагов других стран развевался и Государственный флаг СССР.

На другой день наступил волнующий момент нашей первой встречи с бельгийскими зрителями. Площадь бы полна народа. И как только зазвучала мелодия песни «Уральская рябинушка» и появились наши девушки, на площади раздались дружные аплодисменты. Наша двадцатиминутная программа была принята тепло. Организаторы праздника вручили Борису Капитоновичу памятную медаль с эмблемой праздника Валлонии – на ней был изображен петух.

Так началось концертное турне по Бельгии. За 9 дней мы выступили 11 раз. Ежедневное знакомство с новыми городами и встречи с новыми людьми. И каждое выступление запомнилось чем-то своим.

Город Либрамонт. Здесь пели и танцевали в еще не достроенном Дворце культуры. В память о встрече организаторы концерта сфотографировали нас на фоне здания Дворца и пообещали, что фотография будет вывешена на самом видном месте, когда он будет достроен.

Не исчезнет из памяти то, как мы добирались до самого отдаленного городка. Он сильно отличался от ранее виденных, здесь царил полумрак, да и клуб оказался не лучшим. Сцена маленькая, с неровным полом, переодеваться негде. Но принимали нас хорошо. После концерта нас приветствовал местный священник, который, оказывается, заведовал этим клубом. Он сказал: «Это самый лучший спектакль из тех, что когда-либо был на нашей сцене».

Мы не забудем и съемку на центральном телевидении Бельгии: залитая светом огромная студия, несколько камер снимают нашу «Горенку». Эта народная сцена была включена в программу «Новости культуры» как иллюстрация к рассказу о нашем коллективе.

Запомнился и концерт на площади Монс. Выступление проходило на временной сцене, зрители окружали нас с 3-х сторон настолько близко, что видно было их глаза.
     - Вы даже не знаете, что вы делаете, насколько это важно, как воздействует на людей наше искусство, - сказал нам после концерта сотрудник Министерства культуры СССР. И мы старались изо всех сил, заслуживая слова благодарности, цветы, сувениры. Без конца давали автографы.

Самый ответственный для нас концерт был в одном из лучших культурных центров Брюсселя, на котором присутствовали представители фирмы "Мерседес". Очень волновались организаторы.  Но как только пошел занавес и началась наша программа, раздались аплодисменты. Это нас подбодрило, и концерт прошел, как говорится, на одном дыхании. Именно здесь каждый из нас почувствовал свою принадлежность к нашей великой стране.

Волновались мы и при посещении нашего посольства. Секретарь посольства выразил большое удовлетворение тем, что выступления проходили с успехом и достойно представляли нашу страну за рубежом».

Откликнулись на выступления нашего коллектива и бельгийские газеты. 25 сентября в газете «К будущему» была напечатана статья Изи Лалу «Ансамбль «Уральская рябинушка» в культурном центре города Намюра»:

«Оса город чудесный,

Все им восхищаются,

Если девушка поет,

Бабушка подхватывает.

Этот куплет  абсолютно верен: русский народный ансамбль «Уральская рябинушка» был создан в 1945 году, в Доме культуры Осы группой работников этого района, где каждому пение свойственно, как дыхание.

И сегодня дети и внуки создателей группы продолжают собирать и хранить музыкальный и хореографический фольклор с той же настойчивостью и деликатностью. Сразу же чувствуется, что все эти медицинские работники и учителя, инженеры и шоферы – прирожденные артисты.

Поэзия Урала, этой горной гряды, которая отделяет Европу от Азии, очень далеко от Москвы – озера, лужайки, сосновые леса, узкие тропинки. Вот что всплывает в памяти, когда слышишь хрупкие или мощные аккорды балалайки, популярного инструмента русской души.

Все девушки ансамбля молоды и свежи, у них белокурые косы, расшитые золотом и искусно вышитые платья, или же крестьянские платья веселые и легкие. Солидны молодые люди в сапогах, шароварах и рубашках с красиво вышитыми поднятыми воротниками.

Да, свежий, молодой и веселый спектакль, прославляющий бесконечную русскую равнину, нежность деревенской весны, любовь и жизнь! Чувствуется, что Борис Брюхов, художественный руководитель ансамбля, мастер своего дела и любит свою страну.

Да, действительно, Оса восхитительный город".

Вернувшись в Москву из поездки, ансамбль выступил с отчетным концертом на сцене клуба Министерства культуры РСФСР. Большая группа участников ансамбля была отмечена. Так, руководитель танцевальной группы Г.А. Чекменев и концертмейстер В.Н. Колегов были награждены значками Министерства культуры СССР «За отличную работу».

Почетными грамотами Министерства культуры РСФСР были награждены Л.В. Чекменева, Т.И. Зверева, А.С. Зверев, Г.П. Занин, В.И. Балтабаев. Все участники поездки получили денежные премии Министерства культуры России.

Генеральный секретарь Центрального комитета Валлонии Р. Жоаннес обратился 11 октября 1976 года в Министерство культуры СССР с благодарственным письмом, отметив, что «руководство и все население Намюра, так же, как и руководители праздников в других городах страны, в восторге от высокого качества пения и танцев, которые были показаны, а также восхищены и прекрасными костюмами группы». Он также передает «горячую благодарность и глубокое удовлетворение руководителю ансамбля господину Брюхову».

В адрес первого секретаря Пермского обкома партии Б.В.Коноплева от посла СССР в Бельгии С.К. Романовского так же пришло благодарственное письмо: «Осинский народный хор был на фестивале фольклорной песни единственным коллективом из Советского Союза и представлял самодеятельное искусство не только Западного Урала, но и всей страны. И, как мы могли убедиться, блестяще справился со своей нелегкой задачей. Его самобытность и исполнительское мастерство получили там высокую оценку».

Через три месяца после поездки в Бельгию ансамбль принимает участие в первом Всесоюзном фестивале самодеятельного творчества трудящихся и становится его лауреатом. Он удержал эту победу в борьбе с достойными соперниками, ведь в зональном смотре Всесоюзного фестиваля, который проводился в Перми, принимали участие коллективы Кировской и Пермской областей, Удмуртской и Коми АССР, а среди хоровых коллективов был представлен русский народный хор колхоза "Искорка" Кировской области, который курировала знаменитая певица Александра Прокошина.

На суд зрителей и очень авторитетного жюри ансамбль представил современную народную песню «Дороженька», исполненную без музыкального сопровождения, и игровую народную песню «Научи меня, Паруша».

Коллектив ансамбля был награжден большой Золотой медалью. Дипломами лауреатов Всесоюзного фестиваля также были награждены руководитель ансамбля Б.К. Брюхов, балетмейстер Г.А. Чекменев, концертмейстер В.Н. Колегов и солистка Юлия Наумкина. Значки лауреатов получили так же 28 участников ансамбля.

В 1981 году ансамбль совершает еще одну заграничную поездку. В столице Алжира Эль-Джазаире проходил фестиваль алжирской и советской молодежи. Участвовать в нем пригласили и «Уральскую рябинушку». Поездка длилась 14 дней.

В 1985 году ансамбль становится лауреатом Всесоюзного смотра, посвященного 40-летию Великой Победы.

В 1995 году ему вручается Диплом лауреата областного фестиваля народного творчества «Салют Победы», посвященного 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В 1996 году коллектив ансамбля «Уральская рябинушка» отмечал свой полувековой юбилей. В честь этого события в Осинском краеведческом музее была развернута выставка «С песней по жизни шагающий». В ней были представлены материалы, рассказывающие о большом творческом пути прославленного коллектива.

А затем во Дворце культуры состоялся юбилейный вечер, на котором чествовали тех, кто многие годы своей жизни посвятил народной песне.

В 1998 году ансамбль стал петь под оркестровую группу народных инструментов, руководила которой Наталья Валентиновна Вергизова.

В этом году ансамбль становится дипломантом областного конкурса народных хоров «Поет село родное».

И еще одно событие произошло в жизни коллектива. После реорганизации клубных учреждений города в 1996 году коллектив ансамбля перешел в Осинский Дворец культуры. Администрация Дворца выделила для коллектива удобную комнату для занятий. И еще одну комнату – для создания музея ансамбля.

Обширен и разнообразен репертуар ансамбля.


Ну, кто же не знает Осинский наш хор?
Заря золотая, берез разговор,
Разлуки, тоска и весны торжество - 
 Всё слышится-видится в песнях его.
В них плещется морем раздольная Русь:
И русское горе, и русская грусть,
И русская удаль, и русский задор

Вплетаются в песенный яркий узор.

Как тонко подметила осинская поэтесса Кира Зубарева, любовь хора к задушевной, лирической песне, любовь к истинно народным, преимущественно уральским песням, исполнение их в очень мягкой, задушевной манере, непосредственность и жизнерадостность – вот что характеризует творческое лицо Осинского народного ансамбля, своеобразие его певческой культуры.


"Говорят, что парков мало -
Мы еще их вырастим,
Мы до Камушки дорожку

Песенками вымостим", - поют осинцы.

 

И вымостят, ибо песен этих знают – не счесть. Неутомимо и бережно, как искатели драгоценных крупинок, собирают энтузиасты хора народные песни и дарят их людям: ведь нельзя, что бы песни эти затерялись, забылись. Стринную народную песню «Красно ли мое солнышко» записали в селе Комарова, а хороводную «Пирожок-то стряпали» нашли в деревне Мостовая. А песню «Как с по речке, реченьке» записали в селе Верх-Довыдовка. Записаны в Осинском районе и другие песни: «Научи меня, Наруша», «Мальчик-кудрявчик», «Как по мелкой, по пороше». Много их в репертуаре ансамбля: и протяжно-напевных, и безудержно-озорных, грустно-задумчивых и свадебно-застольных. Все они стали золотым фондом коллектива.

Бережно сохраняя старые песни, коллектив постоянно создает и новые, на свои слова и музыку. Музыку к «Песне о Каме» на стихи пермского поэта Бориса Ширшова написали В.П. Алексеев, бывший руководитель хора и В.В. Щелкунов, директор музыкальной школы. Ученица хора Маргарита Кондрыгина написала слова песни «Поет над Камою гармонь речистая», а музыку написал пермский композитор Григорий Векшин.


Ой, Кама раздольная,
Кама привольная,
Прикамье – земля золотая,
Могучим горам, дремучим лесам,
Не видать ни конца и ни края.
Поет над Камою гармонь речистая,
Уносит песню камская волна,
Ой, да осинские девчата голосистые,
О них повсюду добрая молва.

 

Она же написала слова песни «20 лет славим песней родные края», а музыку написал известный российский композитор Григорий Пономаренко.

Участница драматического коллектива А.Г. Смирнова и пермский композитор Аркадий Трухин создали песню «Любим мы трудиться». Врач осинской больницы Г.И. Смирнова написала замечательные стихи «Маленький город на Каме», а превратил их в песню, написав музыку, баянист ансамбля «Узоры Прикамья» (п.Майский) Владимир Иванов. Песня вошла в репертуар Осинского ансамбля, и когда ее поют, зал зачарованно слушает музыку, а она, плавная и задушевная, льется все сильнее, покоряя зрителей:


Течет река Осинка, столетия летят,
По берегу рябинки – уральский виноград.
И где впадает в Каму та реченька-краса,
Стоит нешумный город по имени Оса.

Как-то побывали в районе ленинградские композиторы и поэты И. Лазовский, Я. Галин, Л. Шишко, а так как концерты их приходили в Доме культуры, они познакомились с хором и его руководителем Борисом Капитоновичем. И на своем последнем концерте исполнили и подарили хору песню «Загляните в Осу». Эта песня на долгие годы стала визитной карточкой хора на его концертах, особенно на выездах:


Где когда-то в дремучих лесах
Шли с боями полки Пугачева,
Старый город Урала – Оса, 
Красотой набирается новой.
Молодеет, растет
Славный наш городок,
Отступили леса и раздвинулись горы.
Загляните в Осу хоть разок,
Посмотрите на Камское море.

 

В последнее время в репертуаре ансамбля: народная игровая сцена «На улице, мамонька, хоровод девок», музыкально-хореографические композиции «Как по мостику, по тесовому», «Не думала я плясать», русские народные песни, частушки, хороводы, записанные, в основном, в Осинском районе.

Осинский народный ансамбль «Уральская рябинушка» - это большая семья, семья единая, хоть профессии у всех разные. Родство через песню, значит родство душевное, сердечное. Кто хоть раз прикоснулся к живительным родникам народной песни, не забудет ее никогда.


Какому б не быть разговору,
Среди громогласных имен,
Но только народному хору
Душа отдается в полон.

 

Отдали свою душу в полонг народному хору многие осинцы. В хор они пришли, имея лишь одно богатство: голоса, которыми наградила их природа. Да ещё – огромное желание петь.

Среди первого состава хора Маргарита Нужна, Анна Садыкова, Ирина Хлопина, Анна Горшенина (позднее они пели в Уральском государственном хоре русской песни), М.И. Графов (позднее артист областного театра оперы и балета), М. Бердышев (позднее артист ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота), Е. Мухамедзянова (позднее солистка коллектива художественной самодеятельности Дворца культуры им.Свердлова), М. Помелова (позднее руководитель русского народного хора одного из заводских клубов города Перми), Н. Жданова, И. Голдобина, А. Козвонин, В. Артемьев, В. Горшунов, баянист И.В. Петухов и другие.

13-летней школьницей пришла на сцену Осинского Дома культуры Маргарита Петухова (позднее Кондрыгина). Повзрослев, вместе с мужем стала петь в хоре. Замечательный чтец, бессменный конферансье, автор множества частушек на местные темы, она подарила хору две песни, которые заняли достойное место в его репертуаре.

30 лет пела в хоре Екатерины Габбасова, ее пение всегда вызывало восхищение и благодарность слушателей. Долгое время была она старостой хора и внесла многое в его творческую жизнь.

Более 40 лет пели в хоре супруги Тамара и Алексей Зверевы. Алексей – крестьянский сын, кузнец, начал петь в хоре с 1956 года. В то время он жил в селе Гамицы и за десять километров ходил на репетиции хора. Здесь он познакомился со своей женой Тамарой Ивановной. С песней она дружила с молодых лет. Народная песня и она были неотделимы друг от друга. Своими подголосками она как бы давала настрой песне. Сколько песен, частушек перепели они вместе. Коронным номером их была игровая песня «Куманек, побывай у меня». Обладатель красивого баритона, Алексей Степанович часто солировал. Не раз приглашали его в другие коллективы, даже профессиональные, но он остался верен своему хору. Во многих успехах хора была немалая доля труда Алексея Федоровича Котова. Хороший знаток русской песни, он не только хорошо пел, но и ставил хороводы.

Длительное время пел в хоре Алексей Шилов. «Наш Лемешев», - в шутку называли его хористы. Голос у него действительно был хороший.

Много лет пели в хоре Виктор Худорожков, Валентина Боброва, Маргарита Якимова, Нина Верзакова, Николай Агапитов, Наталья Перевозчикова, Маргарита Коробейникова, Александра Криворучко, Зоя Зверева, Анатолий Ожгибесов, Анна Костарева, Валентина Первякова, Александр Чирков.

С 1959 года в хоре Зоя Степановна Колчанова, тогда она еще работала в селе Горы учителем. Русских народных песен знает множество, поставила много хороводов, игровых песен. Много лет является она старостой коллектива, болеет душой и за коллектив, и за его участников. Кажется, что годы ее не берут, она все так же энергична, напориста, деятельна, все так же хорош ее голос.

Много было в коллективе поющих семейных пар: Вера и Владимир Балтабаевы, Людмила и Игорь Артемьевы, Тамара и Анатолий Накаряковы, Раиса и Владимир Цаплины, Ольга и Виктор Филипьевы, Людмила и Анатолий Царевы, Энгельс и Алла Накаряковы.

Подлинным украшением хора была солистка Юлия Наумкина. Ее чистый и красивый голос очаровывал всех. Это она была героиней фильма «Жизнь песни», это в ее исполнении Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила пластинку с песней «Заставил меня муж парну банюшку топить», и м наконец, она была дважды лауреатом.

Несколько лет была солисткой ансамбля обаятельная Тульцева Ангелина, обладательница красивого голоса. Ей под силу исполнение любых песен, но особенно проникновенно она поет песни без музыкального сопровождения. Она любит народные песни, тонко чувствует их задушевность, мелодичность и умело раскрывает все это перед слушателями. Ее хочется слушать и слушать.

Чуть позже пришли в хор супруги Лидия и Иван Подгородецкие, Галина Горбунова, Валентина Валуйская, Галина Голдобина, Нина Фадеева, Татьяна Попова, Надежда Шакирова (она вела программу концертов ансамбля), сестры Татьяна и Светлана Зверевы, Зоя Нефедова.

Красивым, глубоким голосом одарила природа Людмилу Михайловну Пушину. Она в ансамбле с 1972 года. Поет песни сольные, запевает в хоровых песнях, участвует в хороводах, одним словом, отдает себя полностью ансамблю.

Когда выходит на сцену солистка Нина Жуланова, все оживает. Яркая, жизнерадостная, с хорошим голосом, она вся искрится весельем и озорством. Она постоянно в движении, поет ли народные песни, или частушки, сопровождая их приплясыванием:


Мой Вася идет, балалаечку несет,
Он поигрывает, да подмигивает...

 

А как задорно они поют частушки вместе с солистом Михаилом Селивановым! Украшением программы ансамбля долгие годы является солист Сергей Попов. Он солирует и в игровых песнях, и в хороводах. С его появлением на сцене ансамбль как бы оживает, танец придает песням выразительность и красоту.

Длительное время работал концертмейстером ансамбля Валерий Колегов, аккомпанируя хору, солистам и танцевальной группе. Более 30 лет ведала костюмами и реквизитом ансамбля Людмила Ивановна Брюхова. Они у нее всегда были в порядке, всегда готовы к концертам. Она знала, какой костюм лучше всего подойдет к тому или иному танцу, какие нужны платки и ленты, шали, реквизит. А еще Людмила Ивановна – хранитель истории ансамбля. Она бережно хранит газетные вырезки, фотографии, письма, афиши, программы концертов. Во многом именно благодаря ей мы знаем о творческом пути коллектива.

Верным другом и помощником Осинского хора была Татьяна Петровна Ушахина. Когда создавался хор, она работала в райкоме комсомола и активно помогала его становлению. Не случайно А. Макаров в своей книге «Пой, моя хорошая» сделал ее одним из персонажей. И в дальнейшем, работая директором Дома культуры, Татьяна Петровна много сил и энергии отдавала тому, чтобы хор нормально работал и совершенствовал свое мастерство.

Наша замечательная поэтесса Кира Михайловна Зубарева в своем стихотворении «Осинскому хору», написанном к его 50-летию, выразила в поэтической форме его историю:


Мы помним, как ты создавался

В последнем военном году,

К победе наш мир приближался

Сквозь бед и утрат череду.

Был день еще горек и труден,

Был год еще вьюжен и лих,

Но были упорными люди

У первых истоков твоих.

Под небом, то зимним, то вешним

Шумели снега и дожди,

Звенели и годы и песни,

А сколько их там – позади...

Да разве лишь в русских просторах

Бросаешь ты песню в зенит?

«Уральской рябинушки» голос

И там – за кордоном звучит.

И как не ярились бы зимы,

Куда бы пути не вели,

Всегда и по всюду любимы

Частушки и песни твои.

И в царстве мелодий и звуков

Всегда и повсюду с тобой

Борис Капитонович Брюхов – 

Испытанный твой рулевой.

А в марте 2000 года Бориса Капитоновича не стало. Он был замечательным человеком, прекрасным музыкантом и истинным профессионалом. И прожил он свою жизнь достойно, оставив о себе хорошую память.

На здании Центра народной культуры, где он проработал более 50 лет , установлена мемориальная доска. А Осинскому народному ансамблю "Уральская Рябинушка" решением областного Законодательного Собрания было присвоено имя его руководителя – Брюхова Бориса Капитоновича. Его друг пермский композитор Аркадий Капитонович Трухин написал для Осинского ансамбля песню «Сын земли пермской»:

Он в городе нашем родился и рос,
И долго искал он ответ на вопрос:
Как русская песня живет столько лет,
Что лучше и краше её в мире нет?

Отсюда пошел он на фронт воевать,
С фашистами драться, страну защищать,
И песня ему помогала в бою
За Родину биться, за правду свою.

Он службу окончил, вернулся домой,
И с песней пришел в коллектив хоровой,
С Осинским народом свой жизненный путь,
Прошел он достойно – нельзя упрекнуть.

 

Новым руководителем ансамбля был назначен Лыков Олег Викторович, оркестровой группой руководит Наталья Валентиновна Вергизова, концертмейстером работает Вячеслав Геннадьевич Селезнев, балетмейстером – Алексей Игоревич Артемьев.

День 3 марта 2002 года стал днем рождения I областного фестиваля народной песни и танца «Край рябиновый», посвященного памяти Б.К. Брюхова.

Пожалуй, осинская земля впервые принимала такое количество творческих коллективов. На фестиваль приехали народные ансамбли песни и танца: «Уральский хоровод» из г. Пермь, «Прикамские узоры» из Чернушки, «Уральские зори» из Кунгура, «Околица» из п. Лобаново, «Россияне» из с. Култаево, народный хор «Еловские переливы», народный хор им. Шаклеина из Чайковского, профессиональный ансамбль песни и танца фольклора Урала "Прикамье" . И конечно же, Осинский народный ансамбль "Уральская рябинушка".

До начала фестиваля участники отдали дань памяти Б.К. Брюхову, возложив венки и живые цветы на его могилу на городском кладбище, познакомились с городом, Осинским Дворцом культуры, посетили музей ансамбля "Уральская рябинушка".

Открывали фестиваль глава администрации района И.В. Камских, председатель Законодательного Собрания области Н.А. Девяткин и заместитель председателя департамента культуры области И.В. Бабченко.

Более четырех часов продолжались выступления коллективов под несмолкающие аплодисменты зрителей.

В финале сводный хор исполнил песню «Край рябиновый», созданную пермским композитором Аркадием Трухиным и пермским поэтом Федором Востриковым, они оба присутствовали на фестивале. Все творческие коллективы увезли с собой самовары с изображением фестивальной символики и Троицкого собора.

Второй областной фестиваль Край рябиновый", памяти Б.К. Брюхова, был проведен 1 марта 2003 года в формате конкурса, и принимали в нем участие не только народные ансамбли песни и танца, но и оркестры и ансамбли народных инструментов. 19 коллективов оспаривали свое мастерство. Среди них оркестровая группа ансамбля песни и танца им. А. Шаклеина (г. Чайковский), народный ансамбль музыкальных инструментов "Визит" (г. Чусовой), ансамбль русских народных инструментов "Садко" (г. Краснокамск), ансамбль народной музыки "Мозаика" (г. Оса) и многие другие коллективы из г. Чернушки, с. Елово, п. Майский и, конечно же, Осинский ансамбль песни и танца "Уральская рябинушка". Лучшие из лучших получили звание лауреатов и дипломантов, и им будет представлена возможность участия в региональных российских фестивалях-конкурсах народного творчества.

Народный ансамбль «Уральская рябинушка» занимает одно из ведущих мест в культурной жизни города Оса, Пермского края, ведет активную концертную исполнительскую деятельность. На протяжении многих лет сохраняется высокий исполнительский уровень. В 2011 году коллектив отметил свое 65-летие.

 

 

из книги Н.К. Треногиной "О прошлом и настоящем"...

 

 

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

  

  

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

    ФЕСТИВАЛИ

    КОНКУРСЫ


 

 

 

 

 

 

 

 

 .       .